Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Академия Педагогики




Воскресенье, 05.05.2024, 06:16
Соловьева Анна Геннадьевна
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №24 г.о. Самара
Описание системы работы


Если даже считать, что история ни на что иное не пригодна,
следовало бы все же сказать в ее защиту,
что она увлекательна.
М.Блок, историк
 
В условиях сложной общественно-политической ситуации, экономической нестабильности, отсутствия гражданского мира в стране, глубокого кризиса духовности, связанного с утратой традиционно русских нравственных ценностей, и как результат духовного обнищания личности и общества в целом, а также ускорения ритма жизни и увеличения потока противоречивой информации, единственным гарантом сохранения стабильности в стране может быть школа, представляющая педагогическую науку и культуру. Настоящая ситуация предъявляет новые требования к современному человеку. Особенно трудно приходится детям, не имеющим достаточного опыта, чтобы устоять и найти свое место в этом бурном потоке жизни. В современном обществе производство и потребление заменяют отношения человека с человеком на отношения вещи с вещью. Благодаря превращению этого последнего отношения в новый символ - деньги, становится трудно уловить чувства, обращенные к человеческому в людях, возникает постоянное чувство тоски, неуверенности и одиночества, что резко снижает эффективность взаимодействия в системе отношений "учитель - ученик". Дети пытаются разрешить этот внутренний кризис и сохранить устойчивость путем отказа от человеческого общения с другими людьми, а также усилением собственной нечувствительности. Огрубение детей понемногу иссушает человеческие взаимоотношения, постоянно провоцирует возникновение ссор и применение насилия. Постепенно высоко-информационное общество пропитывается одиночеством, где формы отношения человека с человеком понемногу становятся неприятными, напоминающими "поведение роботов". Происходит самое страшное - утеря человечности. Решением этой важной проблемы может выступить образование, ориентированное на общечеловеческие ценности. Преодоление отрицательных тенденций педагогической практики требует существенной перестройки личностных и профессиональных установок учителя, успешность которой в значительной степени определяется уровнем его психолого-педагогической компетентности. Проходя кризисное состояние, современное общество не замечает, как обрывается связь времен, происходит коренная ломка воспитательных основ. Традиционные образцы для подражания оказываются непривлекательными. Моральные ценности кажутся устаревшими. Становится невостребованным культурное наследие. Изменить эту ситуацию поможет обращение к гуманитарным дисциплинам, таким, например, как история, которая имеет свою специфику. В отличие от наук естественно – математического цикла любое гуманитарное знание постигается не столько путем объяснения, сколько путем понимания. Необходимо понять образ мира человека прошлого и одновременно образ мира нашего современника, изучающего человека в истории. Школьный предмет «История» необходим для становления гуманитарной культуры школьника, его успешной социализации, осознания себя как личности, выработки навыков сосуществования с людьми разных мировоззренческих систем в поликультурном пространстве России и мира. Такой подход к истории как к учебному предмету ориентирует учителя на первоочередное развитие эмпатических, диалоговых, образно-творческих, идентификационных, культуросозидающих, рефлексивно-аналитических способностей и, следовательно, формирование соответствующих компетентностей. Потребность формировать определенные способности и компетентности задает направление отбора учебного материала, который позволит расставить нужные воспитательные акценты в преподавании истории, отработать с учащимися необходимые поведенческие модели. Уяснив для себя направление отбора материала, учитель обращается к последним достижениям исторической науки, к тем теоретико-методологическим подходам, которые содержат соответствующий воспитательный, эвристический и ценностно-мировоззренческий потенциал. В своей работе я стараюсь следовать следующим заповедям: - уважай в ученике человека, личность (что является конкретизацией золотого правила древности – относиться к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе); - постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования (ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развивать вкус и потребность к учению у других); - передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в своем самообразовании. Эти заповеди отражают суть основного педагогического тезиса: «только личность воспитывает личность, только характер формирует характер». По моему мнению, учитель истории должен: - определять уровень личностного развития учащихся (сформированность их личностных функций); - ставить педагогические цели разной масштабности с учетом гуманитарных возможностей изучаемой темы; - видоизменять формы проведения урока, учебные задания и виды деятельности учеников с учетом поставленных перед уроком личностно-развивающих задач; - использовать разнообразные гуманитарные факторы обучения истории; - побуждать школьников к осмыслению философско-мировоззренческих выводов на основе изучаемого материала; - создавать педагогические ситуации с методологическим, нравственно-эстетическим содержанием; - применять дискуссионные формы обучения, проявлять высокую культуру, личное обаяние, эрудицию при изложении материала, поддерживая тем самым высокий авторитет исторических знаний, идей и принципов; - планировать и проводить систему уроков, на протяжении которых последовательно развертывается значимая для учащихся коллизия, ставится проблема, требующая коллективных усилий для ее решения; - применять гуманитарно-ориентированные образовательные технологии, при которых востребовались бы личностные (гуманитарные) качества ученика, его стремление осознать смысл изучения истории, проявить самостоятельность и внутреннюю мотивацию усвоения истории, попытаться истолковать исторические явления; - усложнять формы работы, познавательно-проблемные задания и требования к учащимся по мере развития их самостоятельности, креативности при изучении истории. Своим долгом я вижу воспитание гражданственности, уважения к прошлому, привитие нравственных принципов. На моих уроках осуществляется не просто взаимодействие педагога и учащегося, а происходит диалог двух людей, разных поколений и культур. Чем богаче культура учителя истории, тем интереснее диалог для учащегося. Такое взаимодействие должно осуществляться в атмосфере взаимопонимания и доверия. В своей работе я стараюсь соответствовать в глазах учеников следующим критериям: быть профессионалом, хорошо знающим свой предмет и способным заинтересовать им учащихся, а также умеющим доступно и понятно изложить необходимый материал. Я стараюсь оставаться для учеников прежде всего наставником. Поэтому своей целью прежде всего я вижу подготовку к жизни молодого поколения, которое активно воспринимает все новое. Учитель истории – профессия творческая. Важно, чтобы на уроке ученик превратился из пассивного слушателя в активного преобразователя информации, поэтому свой урок заканчиваю вопросом не о том, что мы изучили сегодня, а о том, что узнали. Главное – мотивация во всем! Я стремлюсь к тому, чтобы научить детей добывать свои знания самостоятельно. Новые стандарты школьного исторического образования в качестве приоритетных обозначили не только задачи формирования интеллектуальных умений, но и также овладение элементарными методами познания, приемами самостоятельной работы с различными источниками информации. Как показывает опыт собственной педагогической работы, дидактическая цель уроков истории должна быть ориентирована на формирование приемов самостоятельной работы с исторической информацией. Это также может быть основой учебно-исследовательской деятельности учащихся. В своей работе для обозначения разрешаемой проблемы на уроке я использую следующие проблемные ситуации по виду рассогласования информации: • конфликта, в основе которого лежит столкновение различных точек зрения по одному вопросу, что ставит ученика перед выбором собственного мнения. Например: перед изучением темы «Эпоха Петра I» в 7 классе учащимся предлагаются прямо противоположные точки зрения историков о Петре I и значении петровских преобразований для развития России. Ученикам в ходе изучения темы необходимо подобрать исторические факты с целью разрешения данного конфликта мнений. Дискуссионная форма итогового, по этой теме урока, позволит учащимся принять совместное решение: это достигается посредством обобщения полученной информации, переоценки и разрешения конфликта между различными точками зрения. В итоге у каждого ученика формируется собственное отношение к изучаемой проблеме. • предположения. Создание проблемной ситуации такого типа позволяют на уроке моделировать процесс познания окружающей действительности с момента выдвижения гипотетических предположений, до момента их доказательства или опровержения. Так, например, на уроке истории в 5-м классе по теме «Чудеса света» перед учащимися ставится проблемная ситуация, для разрешения которой ученики должны высказать предположения, почему древние памятники архитектуры являются чудесами света, в основе, которых лежит рефлексивный анализ понятия «чудеса света»; • опровержения. В данном случае предлагаются задания с «открытыми» ответами, применение которых помогает учащимся критически воспринимать готовые выводы и оценки, развивать у них умение выбирать существенные и достаточные факты для опровержения данной версии и формирования собственной точки зрения, умение логически обосновать и выстроить свой ответ. Например, на уроке по теме: «Внешняя политика России в XVII веке» учащимся дается задание: В 1654 году Переяславская Рада приняла решение о вхождении Украины в состав России. Говоря о вхождении, обычно употребляют термин «воссоединение» или «присоединение ». Какой термин, на ваш взгляд, более правомерен? Какие факты вы можете привести в поддержку или опровержения вашей точки зрения. При изучении истории важно научить ребенка извлекать нужную информацию из исторических источников, при работе с которыми он может выступить в роли «ученого», восстанавливающего прошлое по отдельным фрагментам. Такая работа способствует развитию познавательной активности учащихся, а полученные новые знания и найденный способ решения проблемной задачи становятся личностно значимыми для них. Так, на уроке по теме «Образование Древнерусского государства», основанного на работе с фрагментами исторических документов, учащиеся самостоятельно стремились определить последовательность первых «шагов» изучения исторического документа. Организуется работа в малых группах, каждой группе предлагается проанализировать фрагмент исторического документа, где имеется определенная точка зрения на данный исторический факт. Ребята отбирают материал, где есть суждение, мнение автора данного документа и в ходе обсуждении приходят к выводу, что один и тот же исторический факт может иметь разные точки зрения и оценки событий. Таким образом, ученики определили еще один признак исторического документа и пришли к выводу, что изучение исторических фактов идет сквозь призму мнений, суждений авторов документа. Тем самым, ученики познали специфику истории, которая состоит в том, что она «содержит объективную информацию о конкретных событиях и их участников и вместе с тем — субъективное восприятие, толкование этих событий, связанное с системой индивидуальных и общественных ценностей». Данная работа, впоследствии, позволит учащимся не только самостоятельно извлекать из текста документа необходимые знания, выявлять отношение авторов документа к данному событию, но и сознательно определять свою личностную позицию, собственную точку зрения на исторические события. Работа с историческими источниками это самостоятельный поиск нового знания, сопровождающийся активизацией мыслительных процессов и воображения, что обеспечивает формированию таких творческих качеств, как вдохновленность, гибкость ума, чуткость к противоречиям; критичность; нестандартное мышление, наличие своего мнения. Моя задача – научить ребят управлять информацией и уметь ее усваивать. Для этого необходимо обучать учеников умениям передавать содержание текста в сжатом виде; проводить информационно - смысловый анализ текста; мини-исследования, формулировать выводы. Подобранные к уроку задания требуют от обучаемых активного, вдумчивого и внимательного чтения, формируют умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, делать выводы и умозаключения, структурировать материал. Документальные тексты, использованные на данном уроке служат источником новых знаний и средством организации самостоятельной исследовательской деятельности учеников. В своей педагогической практике я использую множество видов нетрадиционных уроков: урок-исследование, урок- семинар, урок - дискуссия, урок – поиск, урок-экскурсия, урок - творческий отчет, урок-рассказ об ученых, урок самостоятельного поиска знаний, урок – диспут, урок открытых мыслей и т.д. Одной из применяемых мною форм урока стал интегрированный урок. В ходе подготовки и проведения такого урока логичным выглядит использование проектного метода, элементов исследовательской деятельности самих учеников. Конечно такие уроки требуют большой дополнительной подготовки, однако трудности, связанные с этим, перекрываются результатом, который я получаю. Активность детей на таких уроках, как правило, превосходит все мои ожидания. И это понятно: необычная форма учебного занятия, нестандартная подача материала и т.д. делают подобный урок ярким, запоминающимся, а главное – эффективным. Проектирование также имеет большой потенциал объединения урочной и внеурочной деятельности учащихся, повышает их мотивацию и развивает творческую активность. Ребята с большим удовольствием принимают участие в подготовке и проведении декад истории в школе и в классах. Хотелось бы еще несколько слов сказать и об изучении биографий конкретных исторических личностей. Сейчас, к моему глубокому сожалению, наши учебники истории декларируют понятия «толерантность», «патриотизм», но вот о конкретных людях – субъектах истории речь идет крайне редко. Биографии исторических деятелей похожи на «объективки», в которых практически не прослеживается судьба человека в истории. Стремясь восполнить этот пробел я в курсе истории обязательно даю опережающие индивидуальные задания, связанные с изучением жизненного пути исторических деятелей. Для извлечения биографического материала школьники могут использовать различные справочные издания, научную и научно-популярную литературу. Методика работы с этими источниками достаточно подробно была разработана во второй половине XX века и широко применяется на моих уроках истории. Однако не меньше информации можно извлекать и при использовании цифровых носителей, которые обладают рядом преимуществ: возможность получать информацию одновременно из разных источников, которые дополняют друг друга (а порой противоречат друг другу); мультимедийный характер информации. Благодаря современным технологиям на моих уроках истории ребята могут познакомиться не только с текстами, но и с записями выступлений, фото- и кинодокументами (если речь идет о деятелях современной эпохи). Несомненным достоинством Интернета является предоставляемая возможность получать информацию о различных точках зрения, что при правильной организации мной процесса обучения несомненно будет способствовать формированию исторического мышления. Собственный опыт работы показывает, что у тех учащихся, которые активно работают с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков и умений – анализа и
структурирования получаемой информации. Тем самым реализуется задача перехода от «знаниевой» парадигмы образования к «деятельностной». Изложить все свои наработки, все достижения детей и все мои планы в одной статье достаточно сложно. Надеюсь в будущем у меня появится возможность поделиться опытом со своими коллегами.
Используемая литература: 1. Мишина И.А. Учитель истории в условиях стандартизации образования // Преподавание истории и обществознания в школе. 2007, № 6. 2. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. Пособие. М., 2001. 3. Овчинникова Н.П., Половенская П. Профессиональный портрет учителя истории: теоретический и практический аспекты // Преподавание истории и обществознания в школе. 2008, № 5. 4. Демьянюк И. Ю. Работа с биографическими материалами на уроках истории // Преподавание истории и обществознания в школе. 2008, № 8. 5. Тороп В.В. Проблема использования информационных технологий в преподавании предметов социально-гуманитарного цикла // Преподавание истории и обществознания в школе. 2007, № 2. 6. Бравина М.А. Интегрированный урок: суть, возможности, методика // Преподавание истории и обществознания в школе. 2007, № 10. 7. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М., 1991. 8. Бреховский Л.М. Как делаются открытия. Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности» М., 2001 9. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2002. №1. 10. Белых С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2006. № 3. 11. Юркевич В.С. Исследовательская работа школьников: противоречия, ограничения, перспективы // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей // Под общей редакцией к.п.н. А.С. Обухова. М, 2006. КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА «УЧИТЕЛЬ ГОДА КУЙБЫШЕВСКОГО РАЙОНА г. САМАРЫ» Соловьева Анна Геннадьевна учитель истории муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов № 24 д.о. Самара 2010 г. Содержание: 1.Мои размышления на тему: «Современный учитель глазами ученика» 2.Описание системы работы 3.Приложения

Copyright Алексей Соловьев © 2011