Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Академия Педагогики




Воскресенье, 05.05.2024, 06:10
Соловьева Анна Геннадьевна
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №24 г.о. Самара
Мои размышления на тему...


 
« Современный учитель глазами школьника»
 
Восточная мудрость гласит: « Если ты думаешь на год вперед, посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево. Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека». Думать «на век вперёд» - основная профессиональная миссия учителя. Именно в его руках будущее и конкретного человека, и государства в целом. От того, каким будет педагог в глазах своих учеников, от его имиджа, зависит многое. В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от воспитания и личностного развития ребенка. Школа была, есть и остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Образ учителя остаётся в памяти ребёнка навсегда. «Хороший» он или «плохой» - это всегда тот, кто находится под пристальным взглядом ребёнка, родителя, администрации… Возможно, его копируют, им восхищаются, а может быть, - наоборот. Главным качеством учителя, на мой взгляд, является способность любить детей. Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого. Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании. Учитель знает, что за ним всегда следят глаза ребенка, не умеющего прощать равнодушия к его судьбе, но зато умеющего любить бескорыстно, на всю жизнь. Ребенок, как и взрослый: у него и горе большое, и радость большая. И он видит порой больше взрослого, особенно когда слова у человека расходятся с делом. Значит, не обмануть доверия ребенка - это вселить в него веру в то, что в мире существует нечто большее, чем, скажем, материальные блага. В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития. В учителе должна жить радость открытия, даже если он сам это открытие сделал давным-давно. Настоящий учитель сопереживает вместе с учеником его, ученическую, радость открытия. Его приобщение к неизвестному. В-четвертых, учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.
Стремится быть таким учителю очень важно. Он – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. В школьном возрасте самый высокий авторитет для детей – учитель. Одно из важных качеств учителя – способность и желание «расти». Чтобы иметь право учить, нужно постоянно совершенствоваться. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Я смогу быть интересной и полезной своим ученикам, если буду знать больше них. Конечно, мне не удастся быть всегда рядом с ними, поэтому я должна научить их самостоятельно добывать знания. Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. «…В самом деле, какой бы предмет ни преподавал учитель, он передаёт ученику, прежде всего убеждения в силе человеческого разума, могучую тягу к познанию, любовь к истине и установку на самоотверженный общественно полезный труд. Когда же учитель способен заодно продемонстрировать учащимся высокую и отточенную культуру межличностных отношений, справедливость в сочетании с безупречным тактом, энтузиазма в соединении с благородной скромностью, - тогда, невольно подражая такому педагогу, младшее поколение формируется духовно гармоничным, способным к человечному разрешению столь нередких в жизни межличностных конфликтов». Для себя я определила следующие мотивы, побуждающие учителя к самообразованию: • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у меня возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
• Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека».
• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др. • Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно. • Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться. • Интерес. Учиться просто интересно. Говорят : «Врачу – исцелись сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться? Вправе ли он тогда преподавать? Каковы же эти источники знаний, и где их искать? • Телевидение • Газеты, журналы • Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.) • Интернет • Видео, аудио информация на различных носителях • Платные курсы • Семинары и конференции • Мастер-классы • Мероприятия по обмену опытом • Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты • Курсы повышения квалификации • Путешествия Все перечисленные источники способствуют как личностному, так и профессиональному росту учителя. Учителю необходимо быть успешным в своей профессии. Это значит, каждый его ученик должен быть востребованным обществом, способным к дальнейшей самореализации. Как этого добиться? Выявление и развитие способностей учащихся является одним из основных назначений новой школы и современного учителя. Способности могут проявляться в самых разнообразных направлениях – к литературе, к информатике, к спорту. "Учитель открывает для учеников самого себя"- писал Сухомлинский. Кто-то возразит, что очень многое зависит от детей! Да, согласна. Но ещё больше зависит от педагога. Нас, учителей тысячи. Мы учим по одним и тем же учебникам, используем похожие педагогические методы и приёмы обучения, но получаем разные результаты и разное от учителя, от модели его поведения и общения с учениками, от профессионализма и компетенции, от стиля его работы. Проводя тридцатый раз урок, по одной и той же теме, настоящий профессионал даёт его по-разному. Он хорошо знает, где можно похвалить ребёнка, а где строго спросить. Ценное качество педагога - широта мышления. В своей профессии он должен быть и психологом и аналитиком и диагностом. Скажу больше: одного высшего образования уже недостаточно. Пусть банально, но настоящий учитель учится всю жизнь. Необходимые изменения в образовании не могут происходить, если педагоги не будут стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность. Время и усилия, которые требуются, чтобы новые идеи и новые способы образования вошли в практику, в большой степени зависят от готовности и способности учителей, воспитателей изменять свою деятельность, осваивая новшества и становясь со-творцами новой практики. Современный учитель не ждёт, когда что-то изменится, а работает сегодня, сейчас. В модернизации образования только материальные средства, как бы они не были важны, не смогут полностью определить будущие перспективы. Педагогическое мастерство, знания, стиль, талант учителя являются главными структурными компонентами Новой школы. Современная система образования предполагает отказ от образования как представления обучающимся готовых ответов на заданные ими вопросы, широкое использование проблемного обучения, исследовательского метода, метода проектов, обеспечение органического единства в обучении и воспитании, школьной и внешкольной деятельности, вовлечение школьников в самые разнообразные социальные практики. Современный класс – это сообщество исследователей, так как исследование даёт возможность развить многие интеллектуальные умения в большей степени, чем традиционная система обучения. Деятельность учителя в качестве руководителя учебно-исследовательской работы учащихся – это особый жанр педагогической деятельности, в основе которой лежит другая педагогическая психология, другие формы организации педагогического процесса. Учитель является реальным проводником всех идей, инноваций и замыслов, внедряемых в школу учёными и управленцами. Кто как не он может увлечь, ярко и доходчиво объяснить сложное и щепетильное, духовно поддержать, найти тот приём, который сделает труд познания радостным и счастливым? Мысль, зовущая к познанию, - вот важнейшее из качеств, которым должен обладать урок. Творческий характер образовательного процесса – главное условие здоровьесберегающей среды. Поэтому, успешный учитель – творчески работающий учитель. Включение ученика, учителя в творческий процесс способствует разностороннему развитию личности, формирует его успешность и самореализацию. В современной школе существует множество технологий, используемых на уроках. Но у каждого учителя эти технологии перерабатываются и приобретают свои черты. Одни из учителей добиваются прекрасных результатов, другие, используя в своей работе те же методики, никак не могут достичь каких-либо значимых успехов. Вообще говоря, любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение. Инновация как категория вошла в педагогическую науку относительно недавно. Инновационная деятельность в образовании - это не только внедрение компьютерных технологий, это и обновленные методики преподавания, и современные подходы к работе с обучаемым. Современные ученики свободно обращаются с компьютером, непринужденно ведут себя в общении, не представляют своей жизни без Интернета. Кроме того, сложная экономическая обстановка последних лет способствовала тому, что происходит социальное расслоение общества. Многие учащиеся, часто из социально неблагополучных семей, не хотят учиться, не видят в этом нужды, перспективы. У таких учащихся нет мотивации к учению. Вот поэтому главная задача школы и учителя - способствовать созданию на уроке такой атмосферы, в которой бы каждый ученик почувствовал необходимость обучения. А как же это сделать? Каким же должен быть учитель в этом стремительно меняющемся мире? Любой человек в профессиональной деятельности сможет достигать все более высоких уровней мастерства только изменяясь, только осваивая все новые способы деятельности и решая все более сложные задачи. Работая лишь в режиме репродукции, воспроизведения уже освоенных когда-то способов деятельности, высококлассным профессионалом стать невозможно. Всякий, кто стремится достичь высот мастерства, должен сознавать, что путь туда лежит через критическое отношение к себе, тому, что достигнуто, и поиски путей и средств развития своей практики. Без осознания участия в инновационной деятельности, как ценности для себя лично, не может быть и высокой готовности к этой деятельности. Дети очень тонко чувствуют, какой учитель перед ними. Любит он их или просто «либеральничает», знает он предмет или нет, понимает он их потребности или нет. Можно много говорить о реформах, о качестве образования, но если нет учителя, способного на самоотдачу, на внедрение нового в образовательный процесс, если учитель сам не перестроился, а работает «по старинке», если он не видит в ученике личность, о какой реформе может идти речь, о каком качестве образования можно говорить? Чтобы грамотно преподавать, заинтересовать ученика, учителю нужно понять потребности современного школьника. А для этого необходим учитель, влюбленный в свой предмет, уважающий личность учащегося, способный воспринять его точку зрения, учитель-психолог, учитель, владеющий современными ИКТ, учитель – соратник. Самое большое требование современные ученики предъявляют к таким профессиональным качествам учителя, как универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания. Учитель должен быть широко образованным, добрым, чутким, интеллигентным, красивым, хорошим психологом. Причем, в век информации, когда есть телевизор, сотовые телефоны, компьютеры, Интернет, и уже подавляющему большинству учеников не стоит труда этой информацией обладать, к уровню образованности учителя предъявляются еще более высокие требования. Т.е. в идеальном сознании образ учителя – это образ какого-то универсального человека. И этот образ у современного ученика формируется сегодня. Сегодняшние школьники – это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения. Таким образом, общество, как бы постоянно запаздывает. Какой же выход? Во-первых, должны произойти качественные изменения в образовании педагога. Акценты в образовании будущего учителя должны сместиться в сторону психолого-педагогических дисциплин, возможно, необходимо внедрение таких дисциплин, которые бы способствовали развитию в будущем учителе именно его творческой основы. Невозможно преобразовать современную школу без учителя думающего и желающего принять участие в этих преобразованиях. Не только учащихся, но и учителей необходимо вовлечь в исследовательскую деятельность, формировать экспериментальные площадки и творческие лаборатории учителей с выходом на готовый продукт. Современные школы ждут педагогов, способных изменяться в постоянно изменяющемся мире. Современный учитель видится человеком гармоничным, внимательным, творческим, владеющим приемами эффективного общения, умеющим выстроить доверительные отношения с учащимися. Учитель профессионально компетентен, понимает суть процесса обучения, владеет современными образовательными технологиями, эффективно использует компьютерные коммуникации. Учитель раскрывает учащимся суть процесса обучения, формируемых умений, методов применяемых на уроке. Важно научить учащегося выбирать и иметь достойную цель в жизни, знать как ее достигнуть. Для плодотворной работы учителю необходимо видеть результаты своего труда. Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Если процесс обучения детей учителем прекратится, то неизбежно наступит кризис. Новые поколения из-за отсутствия конкретных знаний не смогут поддерживать культурный, экономический и социальный прогресс. Без сомнения, общество не получит учителей, подготовленных морально и профессионально. А завершить свое выступление мне бы хотелось небольшим лирическим опусом по мотивам которого была подготовлена моя презентация на конкурс педагогического мастерства «Учитель года». В одном королевстве жили-были король с королевой. И родилась у них любимая доченька. На радости великой наварили король с королевой пива пенного да позвали гостей дорогих, ближних да заморских. Но вот беда: в заботах да за спешкой позабыли счастливые родители пригласить на пир старую колдунью, живущую в древнем замке. И вот в тот момент, когда все приглашенные волшебницы склонились над младенческой колыбелькой, чтобы одарить ребенка различными достоинствами, полог у кроватки раздвинулся, и появилась старуха с крючковатым носом и трясущимися руками. Она протянула перо к ручонкам младенца и произнесла: "Вот тебе и мой дар. В тот момент, когда ты прикоснешься к перу, а перо потянется к бумаге, быть тебе... учительницей". Горько возопила королева, да было поздно. Старуха исчезла, лишь на подушке у младенчика остался зловещий дар. Королева велела далеко запрятать перо и под страхом смерти запретила всем упоминать о подарке. Но что делать: ребенок - существо удивительное. В своем стремлении познать мир оно не ведает пределов. Девочка добралась-таки до пера, и в тот момент, когда прикоснулась к нему, ветер издалека донес хохот старухи. А девочка с тех пор почувствовала тягу к учительскому труду и со временем стала мастером своего дела... "Сказка - ложь, да в ней намек..." Я думаю, что педагогом нужно родиться, так же как рождаются в этом мире поэты или художники.

Copyright Алексей Соловьев © 2011